Инклюзивное образование

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

 

Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных  граждан

Анкета руководителя общеобразовательной организации по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО)

 

 

 

Условия  созданные в ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани для получения детьми с ОВЗ общего образования

 

 

 

 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ ООШ №16 г. Сызрани созданы следующие условия:

  • обучение на дому;
  • обучение детей инклюзивно в классе
  • прохождение итоговой аттестации в щадящем режиме.
  • Система противопожарной сигнализации и оповещения .
  • Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
    • Мультимедийные средства.
    •  Версия официального сайта школы для слабовидящих.
    • В ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани в 2019-2020 учебном году не реализуется дистанционное обучение детей инвалидов и лиц с ОВЗ.
  • Кадровое обеспечение:
     В школе из 12 педагогов с детьми с ОВЗ работают 11 человек (82%). из них прошли курсовую подготовку  4 (36,3%).    Узкие специалисты в штате учреждения:

      • Психолог –  да (1 чел.)
      • Логопед -_нет
      • Социальный педагог-  нет

Состав ПМПк ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани на 2019-2020 учебный год:

 Данилин А.В. – и.о. директора ГБОУ ООШ № 16 , председатель ПМПк

Мехова И.Н.  – педагог-психолог

Хамзина Н.М. – учитель русского языка и литературы

Емелина Л.И. – учитель начальных классов

Рубизова Н.И. –  учитель начальных классов

В обязанности членов ПМПк входит:

проведение индивидуального обследование ребёнка специалистами и выработка заключения и рекомендаций в своей области;

участие в заседании по приглашению председателя ПМПк;

контроль за выполнением рекомендаций в своей области путём повторного обследования.

Работа ПМПк осуществляется по следующим направлениям:

-организационно-методическое.

– диагностическое;

– консультативно-просветительское;

– экспертное.

 

С целью обеспечения доступности образования заключены договора о сетевом взаимодействии

  1. ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования»
    г.о. Сызрань;
  2. ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань;

 

В Учреждении организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Уставом учреждения
  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. N 1015;
  4. Приказом министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
  5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.
  6. Приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  8. Приказ министерства образования и науки Самарской области №259-од от 10.08.2016 года «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области «от 04.09.2004 года №276-од «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области»
  9. Приложением к письму министерства образования и науки Самаркой области от 23.08.16 №МО-16.09.01/815-ту «Инструктивно-методическое письмо «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»
  10. Письмо Минобрнауки Самарской области от 02.09.2016 №МО-16.09.2016/867-ту, содержащее разъяснения по организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  11. Письмо Минобрнауки России от 31.08.2016 №ВК 2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»
  12. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
  13. Положением об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденным приказом министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005г. No82-од.,

Нормативные документы Учреждения:

  1. Приказ №296/ОД от 15.12.2015 г. “О создании рабочей группы по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ГБОУ ООШ №16 г. Сызрани.
  2. Приказ №301 от 22.12.2015 г. “Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ГБОУ ООШ №16 г. Сызрани.
  3. Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. pdf
  4. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ГБОУ ООШ №16 г. Сызрани. pdf
  5. План работы психолого-медико-педагогического консилиума ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани на 2018-2019 учебный год. pdf

 

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ (ссылка http://fgosreestr.ru) . Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили  к обучению в 1 классе массовой школы с 01 сентября 2016 года.

 

Профориентация и социолизация обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование в ГБОУ ООШ №16, в текущем учебном году  успешно приняли участие в проекте по профориентации обучающихся 9-х классов. Ребята имели возможность выбрать курсы по желанию и попробовать свои силы в самых разных профессиях. В 2017 -2018 учебном году обучающиеся с ОВЗ выбрали для прохождения курсовой подготовки следующие курсы: “Автоматизация технологических процессов и производств“, “Экономист – профессия больших возможностей“, “Мастер электрических сетей“, “Романтики дальних дорог (профессия «Водитель»)“. Ребята успешно прошли выбранные курсовые мероприятия и получили по итогам работы отличные отметки.  Данные курсы  помогли  подросткам сориентироваться в мире профессий и определиться с дальнейшей образовательной траекторией. Теперь ребятам предстоит разработать и защитить проектную работу.

Психологом  ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань в рамках сетевого взаимодействия для обучающихся 9 класса было проведено занятие «Темперамент и выбор профессии», которое ориентировано помочь старшеклассникам с выбором профессии.